Памятка родителям выпускников.
- Информация о материале
- Категория: Советы психолога
- Просмотров: 6028
Памятка родителям выпускников.
Уважаемые родители! Ваша поддержка очень важна для успешности Вашего ребёнка в сдаче экзамена!
Что значит – поддержать выпускника? •Верить в успех ребёнка. •Опираться на сильные стороны ребёнка. •Подбадривать, хвалить ребёнка. •Избегать подчеркивания промахов ребёнка. •Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку. Как оказывать поддержку? • Добрыми словами (например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!», «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!» • Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом) • Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновений Категорически нельзя: • Постоянно использовать в своих высказываниях частицу «не» и слово «должен» • Рассматривать экзамен как единственный фактор, который имеет значение для будущего ребёнка. Очень важно: • Поддерживать рабочий настрой ребёнка. • Быть спокойным, уравновешенным, доброжелательным в общении с ребёнком. Наблюдайте за самочувствием ребёнка! • Снижайте тревожность ребёнка. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей. Если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу взрослых особенностей может эмоционально «сорваться» накануне экзаменов. • Следите за состоянием здоровья ребёнка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение физического состояния ребёнка, связанное с переутомлением. Категорически запрещается: • Допускать перегрузок ребёнка • Допускать длительное стрессовое состояние ребёнка- это очень опасно. Очень важно: • Контролировать режим подготовки ребёнка, не допуская его переутомления. • Объяснить ребёнку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Организуйте гармоничную домашнюю среду! • Обеспечьте спокойную, эмоционально комфортную атмосферу в доме. • Обеспечьте дома удобное место для занятия ребёнка. • Проследите, чтобы никто из домашних не мешал ребёнку во время занятий. • Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Категорически запрещается: • Допускать нервозную атмосферу общения дома вокруг подготовки к экзамену. • Отвлекать ребёнка во время занятий. Очень важно: • Насытить рацион питания ребёнка такими продуктами, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., которые стимулируют работу головного мозга. • Поддерживать дома атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Помогите ребёнку в организации подготовки к экзамену! • Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. • Помогите детям распределить темы подготовки по дням. • Помогите ребёнку распределить темп подготовки по дням. • Приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Объясните ребёнку: 1) Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала; 2)Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану; 3) Если ребёнок не умеет, покажите ему, как это делается на практике; 4) Основные формулы и определения можно выписывать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. Накануне экзамена • Обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. • Если ребёнок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: 1) Пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; 2) Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл: (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его выписать); 3) Концентрировать внимание на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность; 4) В случае, если ребёнок не знает ответа на вопрос или не уверен, лучше пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться. Категорически запрещается: • Повышать тревожность ребёнка накануне экзамена • Нагнетать обстановку. Очень важно: • Говорить ребёнку о том, что Вы уверены в его успехе. • Заверить ребёнка, что Вы любите его вне зависимости от полученных баллов. После экзамена • Поздравьте ребёнка с завершением экзаменационного испытания. • Обсудите с ребёнком то, как он чувствовал себя во время экзамена. • Поинтересуйтесь тем, какие задания показались ему наиболее интересными, сложными, легкими, забавными, неожиданными и т.д. • Обеспечьте ребёнку возможность активного отдыха. Категорически запрещается: • Критиковать ребёнка после экзамена. • Проявлять озабоченность и тревожность в связи с количеством баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Очень важно: • Поздравить ребёнка с получением нового опыта экзаменационных испытаний. • Внушать ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерениям его возможностей.
Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным! |
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче экзамена.
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.
Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:
· нарушение ориентации, понижение точности движений;
· снижение контрольных функций;
· обострение оборонительных реакций;
· понижение волевых функций.
Почему дети так волнуются?
1. Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
2. Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
3. Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе.
4. Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
5. Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребёнка. В сложный период подготовки и сдачи экзаменов каждый родитель обычно помогает своему ребенку. Например, вы можете:
· собрать информацию о процессе проведения ЕГЭ и ГИА, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для вашего ребёнка ситуацией неопределённости;
· проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы: откажитесь от упреков, доверяйте ребёнку; если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов;
· участвовать в подготовке к ЕГЭ и ГИА:
Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
Вместе определите, "жаворонок" выпускник или "сова". Если "жаворонок" - основная подготовка проводится днём, если "сова" - вечером.
Проведите репетицию письменного экзамена. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
Организовать режим (именно Вы можете помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам).
Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.
Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.
Поддерживать ребенка – значит верить в него.Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности, преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
· забыть о прошлых неудачах ребенка;
· помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
· помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
1. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
2. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
6. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
7. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
· пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
· внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
· если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
· если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Не критикуйте ребенка после экзамена.
Рекомендации психолога по профилактике стресса при сдаче ЕГЭ, ГИА.
Экзамены для учащихся – это всегда стрессовые ситуации. Единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация – новая форма проведения итоговой аттестации учащихся 9,11 классов. Все новое, неизвестное всегда является дополнительным источником тревожности. Следовательно, единый государственный экзамен может стать достаточно сильным стрессом для некоторых выпускников 11 классов, а экзамен в форме государственной итоговой аттестации, наверное, для большей части учащихся 9 классов. Очевидно, что в этой ситуации учащиеся более чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать ребят, а самим учащимся найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время проведения его.
Уважаемые выпускники! Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия. Следует выделить два основных этапа: • подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом, • поведение во время экзамена. Подготовка к экзамену. · Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. · Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах. · Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. · Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. · Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. · Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. · Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание). · Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. · Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Вот несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования. Сосредоточься!После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Передам, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг"). Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ! |
Советы психолога
Мысленные стратегии преодоления страха при подготовке к экзаменам.
Вызывающие страх мысли |
Рациональные спасительные мысли |
Я должен был значительно раньше начать готовиться, теперь мне просто не хватит времени для основательной подготовки. |
Мне не помогут упреки за ошибки в прошлом. За каждый день занятий я приобретаю все больше знаний. Если я не смогу восстановить пропущенное, то я пойду на экзамен с некоторыми пробелами в знаниях. Есть люди, которые, несмотря на пробелы в знаниях, выдерживают экзамен. Я сейчас же сажусь и учу, и уже это будет полезнее для дела, чем мои переживания. |
Я слишком глуп, чтобы понять этот материал. |
Я все же на данный момент что-то знаю. Если этот материал мне и трудно дается, то это не значит, что я глуп. Просто мне нужно немного побольше времени, чтобы хорошо это понять. Если я буду внушать себе, что я глупый, то это мне прибавит еще больше трудностей. Я немедленно сяду и буду прорабатывать необходимый материал страницу за страницей. |
В мою голову ничего больше не может войти. |
Мой мозг может усвоить очень много информации. Если я в данный момент ничего больше не могу усвоить, это значит, что моя голова должна отдохнуть. Поэтому я сделаю теперь перерыв и отдохну или займусь чем-нибудь другим. Если я себе внушаю, что ничего больше не могу освоить, этим я затрудняю процесс усвоения. |
Я обязательно провалюсь на экзамене. |
Сколько людей сдавали экзамены – и мои родители, и мои учителя, и все взрослые, кого я знаю. И все прошли через это испытание благополучно. Не я первый, не я последний. Как ни упирайся, из школы тебя все равно выпустят. Неотвратимо настанет день, когда все будет позади. |