Внеклассные мероприятия

Рыманова Г.П. Вечер музыки Клуба Старшеклассников "СЕМЬ НОТ ДЛИНОЮ В ПОЛТОРА СТОЛЕТЬЯ"

Категория: Внеклассная работа
Просмотров: 6648

18 марта 2011 года в Клубе старшеклассников гимназии №5 состоялся музыкальный вечер: "Семь нот длинною в полтора столетья".  В ходе программы ребята представили свои презентации, видеоролики, посвященные великим композиторам, а также активно участвовали в музыкальной викторине"Музыка европейского романтизма".

 СЦЕНАРИЙ  МУЗЫКАЛЬНОГО ВЕЧЕРА «СЕМЬ НОТ ДЛИНОЮ В ПОЛТОРА СТОЛЕТЬЯ».

Столики, скатерти, свечи, чай, конфеты. Экран, лэптоп, проектор.

 

ВЕДУЩИЙ 1 – Музыка – уникальный вид искусства, она сопровождает нас на протяжении всей жизни, даже если мы не имеем музыкальных талантов и образования.

ВЕДУЩИЙ 2 – Для многих из нас музыка – это прежде всего современность, солисты и группы, которые мы привыкли слушать, под мелодии которых танцуем, отдыхаем, едим, едем в автобусе или электричках и вообще живём.

ВЕДУЩИЙ 1 – Но нельзя забывать, что музыкальный мир гораздо богаче и разнообразнее, его нельзя ограничивать только сегодняшним днём и популярностью. Мы невольно обделяем, обедняем себя, не зная и не желая узнавать всего потрясающего многообразия музыкального наследия всех времён и народов.

ВЕДУЩИЙ 2 – К тому же часто мы слышим и напеваем мелодии, которые кажутся нам красивыми, современными, которые исполняются нашими любимыми группами, но не знаем, что авторы их – те самые классики, жившие несколько столетий назад.

ВЕДУЩИЙ 1 – И сегодня мы приглашаем всех присутствующих в прямом смысле прожить ближайшие полтора часа в мире музыки, созданной в 18-19 веках композиторами, которых привычно называют «классики».

ВЕДУЩИЙ 2 – Напомним, что классик – это человек, чьё творчество составляет базу мировой культуры, чьи произведения являются известными и почитаются ценными во всём мире.

ВЕДУЩИЙ 1 – Мы вместе с семью нотками прогуляемся по полутора столетьям музыкальной жизни в стилях барокко с Вивальди и Бахом,  венской классической школе с Моцартом и Бетховеном, романтизма европейского и русского, оперного искусства Италии, а закончим наше путешествие с импрессионистами Равелем и Дебюсси.

ВЕДУЩИЙ 2 –  А прелюдией или увертюрой к нашему музыкальному путешествию станет произведение 17 века  в исполнении Артёма Глаголева. Это английская народная песня «Зелёные рукава».        

ВЕДУЩИЙ 1 – Вся музыкальная культура 18 века находится под знаком стиля барокко. (Звучит музыка Генделя «Аллилуйя». Первый слайд презентации «Стиль барокко в итальянской опере» и дальше презентация, подольше останавливаться на слайдах с картинках, закончить на Вивальди).

Презентация "Стиль барокко в итальянской опере". Автор: Евполова А. 11 класс.

 

 

Музыка стиля барокко отличается наличием контрастных образов, напряженностью, динамичностью, он тяготеет к величавой пышности, совмещению реальности и иллюзии. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах.

 

ВЕДУЩИЙ 2 -  Прежде всего стоит сказать о итальянской опере барокко. Её родоначальником является Клаудио Монтеверди. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как фуги Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, который звучал сейчас, «Времена года» Антонио Вивальди, музыка которого очень узнаваема, знакома каждому (ЗВУЧИТ ВИВАЛЬДИ) и «Вечерня» Клаудио Монтеверди. (Закончить показ презентации «Стиль барокко в итальянской опере»).

ВЕДУЩИЙ 1- Подробнее с музыкальной культурой барокко вас познакомит Илья Кирпичёв, 9 Б класс, который представит творчество Иоганна Себастьяна Баха.

Презентция "Иоганн Себастьян Бах". Автор: Кирпичев И. 9 Б класс.

 

ВЕДУЩИЙ 2 – В конце 18 века складываетсявенская классическая школа — направление европейской классической музыки, представителями которого мы называем композиторов Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.   

       ЗВУЧИТ МАЛЕНЬКАЯ НОЧНАЯ СЕРЕНАДА МОЦАРТА.                                                                                                            

ВЕДУЩИЙ 1 - Родоначальник классической симфонии и струнного квартета, Гайдн утвердил цикл сонаты, состоящей из 4х частей и закрепил постоянный состав симфонического оркестра. Моцарт создал новый тип реалистической оперы, придал инструментальной музыке психологическую углублённость. Бетховен сообщил венскому симфонизму монументальную силу, философскую глубину, отразив пламенный дух революционной эпохи. Он углубил и драматизировал все жанры инструментальной музыки.

ВЕДУЩИЙ 2 – Мы представляем сцену девушкам 8 Б класса.

      ТАНЕЦ НА МУЗЫКУ МОЦАРТА LACRIMOSA  

      Гитара в сопровождении ф-но Моцарт «Аллегро», исполняет Попова Полина, 9 В кл., сопровождение – Шарунова Л.Н..      

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О Людвиге ван Бетховене       

 

Презентация "Людвиг ван Бетховен". Авторы: Вавилова Е., Ерёмина Е. 11 класс.

 

ПРЕЛЮДИЯ Л.В. БЕТХОВЕНА – исполняет Цыщук Светлана, ф-но.
ВЕДУЩИЙ 1 – В начале 19 века наступил романтический период в культуре Европы. Музыка в романтизма отличается энергией, интенсивностью и страстью. 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЕМЬ НОТ ДЛИНОЮ В ПОЛТОРА СТОЛЕТЬЯ»                                         
 
Презентация "Семь нот длиною в полтора столетья".

НАЧАЛО – ЗВУЧИТ МУЗЫКА ШУБЕРТА, ЗАТЕМ – БРАМСА и ШУМАНА. ВЕДУЩИЙ 2 - В Германии значительной частью репертуара музыкантов стал романс - идеальная форма, отражающая единство музыки и поэзии, которой воспользовались австриец Франц Шуберт и представители немецкого романтизма Иоганес Брамс. Песни их исполнялись под фортепьяно.                                                                                                                                    

ВЕДУЩИЙ 1 - Шуберт — первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший радости и скорби жизни так, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей.                                                                                 

ВЕДУЩИЙ 2 – Иоганнес Брамс – крупнейший композитор 2-й половины 19-го века, который жил в то же время, что и Вагнер, Лист, и был их антиподом. Он - отрицал крайности романтизма (надрыв, преувеличение),  искал и находил опору в классических традициях. Это придаёт объективность его творчеству. Все романтические переживания Брамса заключены в классическую форму. Он воскресил баховские формы и жанры.                                                               

ВЕДУЩИЙ 2 -   Большая часть фортепианных произведений Роберта Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией.                                                                                                 

ВЕДУЩИЙ 1 – Ещё об одном ярком представителе немецкого романтизма – Эрнсте Теодоре Гофмане, авторе знаменитого «Щелкунчика», расскажет Курганова Полина, 8 Б класс.  

  

Презентация "Э. А. Гофман". Атвор: Курганова П. 8 Б класс.

 

ВЕДУЩИЙ 2 - Романтический период был периодом рождения солистов-виртуозов как явления, исполнители становились звездами своих дней. Список виртуозов возглавляют пианисты Ференц Лист и Фредерик Шопен и скрипач Паганини.

       (ЗВУЧИТ МУЗЫКА Ф. ЛИСТА).                                                                                                                      

ВЕДУЩИЙ 1 - Как композитор,  Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры, такие как рапсодия и симфоническая поэма.                                                               

ВЕДУЩИЙ 2 - Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме он давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег.   

 

Презентация "Ференц Лист" Автор: Кузина Е. 9 Б класс.

ВЕДУЩИЙ 1 – Шопен – создатель произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей.                                     ВЕДУЩИЙ 2 - Шопен по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, сделал более поэтичными и драматичными танцы — мазурку, полонез, вальс, сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

ВЕДУЩИЕ ПЕРЕДАЮТ СЛОВО ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Ф. ШОПЕНА 

ДАЛЕЕ ЗВУЧИТ МУЗЫКА НИККОЛО ПАГАНИНИ 

 

Презентация "Никколо Паганини". Автор: Воробьев К. 9 В класс.

 

ВЕДУЩИЙ 1 – И ещё один представитель романтической школы – Николо Паганини.  Имя Паганини окружено таинственностью, чему содействовал при жизни и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности.

ВЕДУЩИЙ 2 - Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия. Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им.

ВЕДУЩИЙ 1 – А теперь мы предлагаем вам небольшую викторину «Музыка европейского романтизма». Каждому классу даётся листок с именами авторов музыки и названий их произведений.

ВЕДУЩИЙ 2 – Затем прозвучат эти произведения, конечно, в другом порядке, нежели написаны на листках. Ваша задача – пометить, в каком порядке звучали произведения. Тот класс, который зарабатывает больше очков, получает сладкий приз.

 

             ПРОВОДИТСЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «МУЗЫКА ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА». Награждение победителей.

 

ВЕДУЩИЙ 1 – А теперь настало время оперного музыкального искусства. Для знакомства с ним мы выбрали трёх великих композиторов: представителя итальянской оперной школы Джузеппе Верди, француза Жоржа Бизе и немецкого композитора Рихарда Вагнера.

ВЕДУЩИЙ 2 – Оперное искусство рождается в Италии в конце 16 века, а в 19-м веке находится на высшей ступени развития. В начале 19 века опера напоминала  музыкальное представление, в котором распеву речитативов совсем не осталось места. А сюжетом к спектаклю в опере стала ария - продолжительный сольный номер.

ВЕДУЩИЙ 1 - Вскоре итальянская опера завоевала не только популярность среди отечественной публики, но и распространилась в других странах. Итальянцы, поняв какую золотую жилу они держат в руках, ни за что не хотели ее упустить, и выживали иностранных авторов оперных композиций.

ВЕДУЩИЙ 2 – На недосягаемую высоту поднял оперное искусство великий Джузеппе Верди (1813—1901), творчество которого явилось вершиной реализма в оперном искусстве XIX века.

ВЕДУЩИЙ 1 - В классических операх «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Аида» (1871) получили дальнейшее развитие и углубление реалистические традиции итальянского искусства. Дж. Верди придавал большое значение качеству оперного либретто. Либретто – это краткое содержание оперы или балета. 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВЕРДИ 

 

 

Презентация "Верди" Автор Рутковская В. 9 Б класс.

ВЕДУЩИЙ 2 – Творчество Джузеппе Верди не может оставить равнодушным. Сегодня у нас несколько исполнителей арий из его опер.

                  Дж. ВЕРДИ, исполняют  Яна Тумилович, хор юношей 8-9 классов.

 

ВЕДУЩИЙ 1 – Представитель французского оперного искусства Жорж Бизе прожил всего 37 лет. Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества — «Кармен» — до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих  людей.

ВЕДУЩИЙ 2 -  «Кармен» поставила ее автора в ряд величайших художников мира. О творчестве Жоржа Бизе нам расскажет Татьяна Большакова, 8а класс.

   ВЕДУЩИЙ 1- Мы предоставляем сцену девушкам 9а класса. Звучит бессмертная ария из оперы Бизе «Кармен»  «У любви, как у пташки, крылья».

                                   ВЫСТУПЛЕНИЕ АНСАМБЛЯ девушки 9а.

Презентация "Жорж Бизе" Автор: Большакова Т. 9 А Класс

 

ВЕДУЩИЙ 2 – Третий представитель европейской оперы 19 века – Рихард Вагнер. Его творчеству присущи две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства — музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука.

ВЕДУЩИЙ 1 - Воплощением первой идеи стал Байройтский фестивальный оперный театр, расположенный в баварском городе Байройте. Служит этот театр в основном для постановки опер Рихарда Вагнера  и впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение.

ВЕДУЩИЙ 2 - Театр был построен под руководством самого Вагнера архитектором Готфридом Земпером. Средства были выделены королём Людвигом II. Постройка началась в день рождения Вагнера 22 мая 1872, и театр был открыт премьерой оперного цикла «Кольцо Нибелунга» в августе 1876г.

ВЕДУЩИЙ 1 - Воплощением второй идеи  стала созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». Именно её создание - цель творческой жизни Вагнера. Мы часто слушаем одну из известнейших мелодий оперы «Кольцо Нибелунга» - «Полёт валькирий», не зная автора и оперы.

                          ЗВУЧИТ «ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ». (Танец 9 б класс).

ВЕДУЩИЙ 2 – А теперь перенесёмся в Россию 19 века. Это столетие так же богато великими именами композиторов, как и русская литератур. О Михаиле Глинке, Николае Римском-Корсакове, Модесте Мусоргском и других композиторов мы знаем ещё с начальной школы.

ВЕДУЩИЙ 1 – Сегодня знакомство с русской музыкой 19 века мы ограничим рассказом Кирилла Щурова о Петре Ильиче Чайковском, а затем нас ждёт целое концертное отделение живого исполнения романсов русских композиторов в исполнении учащихся и учителей гимназии.

Презентация "Петр Ильич Чайковский" Автор: Щуров К. 8 А класс

 

РОМАНСЫ В ИСПОЛНЕНИИ Л.Н. Шаруновой, А. Шаруновой, О.В. Гераси

менко, Александрова Г.Н., Л. Барановской, В. Булатовой.

ВЕДУЩИЙ 2 – Вернёмся вновь в Европу. Наступает конец 19 века, который блистает именами великих композиторов Иоганна Штрауса, Эдварда Грига, Камиля Сен-Санса, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

ВЕДУЩИЙ 1 – За австрийским композитором Иоганном Штраусом – сыном композитора, так же Иоганна Штрауса, прочно закрепилось имя короля вальсов. Вы все знакомы с мелодиями его известных вальсов и сейчас мы предлагаем вам небольшое соревнование. От каждого класса приглашается одна или две пары на тур вальса. За участие в этом показательном танце пары получают сладкий приз.

ЗВУЧИТ ВАЛЬС ШТРАУСА, ПАРЫ ОТ КЛАССОВ ТАНЦУЮТ ВАЛЬС.

                 

 ВЕДУЩИЙ 2 – Эдвард Григ (1843–1907) — норвежский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный деятель. Творчество Грига, виднейшего представителя норвежской композиторской школы, впитавшее влияния немецкого романтизма, глубоко национально. Григ проявил себя как мастер фортепианной  и камерно-вокальной музыки.

ВЕДУЩИЙ 1 - Ярко индивидуальный стиль Грига, тонкого колориста, во многом близок музыкальному импрессионизму. В ряде произведений воплотились образы народных легенд и сказаний. Григ обрабатывал норвежские народные мелодии. Мы представляем слово Анне Евполовой, которая расскажет о творчестве Эдварда Грига и прочтёт стихи под его музыку.

                   СТИХИ НА МУЗЫКУ ГРИГА ЧИТАЕТ А. Евполова, 11 кл.

ВЕДУЩИЙ 2 – Уникальный талант французского композитора Камиля Сен-Санса мы представляем вам, во- первых, очень известным произведением, большинство из вас узнают его по популярному фильму (прослушать отрывок из «Аквариума»).

ВЕДУЩИЙ 1 – И, во-вторых, известным произведением, которое танцуют балерины всего мира – на сцене – «Лебедь» Сен-Санса! Исполняет Виктория Галихина, 9в.

              ТАНЕЦ «ЛЕБЕДЬ» - Галихина В. 9в.

ВЕДУЩИЙ 2 – Заканчивают наше долгое и интересное путешествие музыканты – импрессионисты и их почитатели. О Клоде Дебюсси и Морисе Равеле рассказывают учащиеся 9б класса Мария Капитанова и 11 класса.

 

Презентация "Морис Равель" Авторы: Щурина Е., Зайцева Ю.

 

 

ТАНЕЦ НА МУЗЫКУ МОРИСА РАВЕЛЯ – Шарова Оксана
ВЕДУЩИЙ 1 – Наше путешествие подошло к концу. Мы надеемся, что знания и впечатления, полученные вами, не оставили вас равнодушными.
ВЕДУЩИЙ 2 – Возможно, уважение к понятию «классика» станет в нас более крепким и обоснованным. И мы поймём, что не только современность ценна и интересна, что многое в истории достойно изучения и почитания.